В начале 16 века Леонардо да Винчи создал уникальный шедевр – портрет Моны Лизы. Cо времени его написания, портрет красивой женщины с загадочной улыбкой окутан шлейфом тайны, которую уже несколько столетий не может никто разгадать.
Удивительно, но первым вопросом является: кто же изображен на картине? Вторым – почему картина оказалась неоконченной? И третий вопрос — почему так сильно влияние этого портрета на людей?
Самой распространенной гипотезой является допущение, что на портрете мастер запечатлел образ реальной женщины — Лизы Джоконды (в девичестве – Герардини), проживавшей, в то время, во Флоренции. Лизе тогда исполнилось 24 года. Она относилась к городской знати. Вначале мастер назвал свою работу: «Портрет госпожи Лизы Джоконды». Позже ее называли «Мона Лиза» («мона» — вежливое обращение к знатной женщине). Название портрета «Джоконда» прижилось благодаря одному из учеников да Винчи.
Однако, если это не Лиза Герардини, так кого же изобразил на полотне Леонардо да Винчи?
Самой экстравагантным является предположение, что художник изобразил самого себя. Гипотеза имеет право на существование: исследователи провели компьютерное обследование и результат потряс – черты Леонардо совпадают с портретными на полотне «Джоконда». В связи с этим появилось утверждение, что на автопортрете художник изобразил присущие ему, как он считал, женские черты натуры.
Эту версию могут поддержать и прижизненные поступки Леонардо – он писал полотно долгие четыре года и картина не была передана предполагаемому заказчику. В конечном итоге, она оказалась в коллекции французского короля. К тому же, всем известна была предрасположенность чудаковатого гения к розыгрышам и шуткам. Возможно, этим портретом он хотел озадачить потомков.
Еще одна версия, связанная с очередным чудачеством художника – на портрете изображен парень в образе молодой женщины. Вероятнее всего, что это портрет ученика великого мастера — Салаи. Современники Леонардо да Винчи знали, что Салари часто надевал женское платье, чтобы позировать своему учителю. И, конечно, ходили слухи, что этих двоих связывала не только работа, но и нетрадиционная ориентация. Если принять эту версию, то становиться понятным, почему картина не была отдана и осталась у Леонардо.
Следующая удивительная версия: на портрете изображена итальянская аристократка Констанца д’Авалос. В итальянской провинции ее называли «веселая», а в переводе — «la gioconda». Существует поэма, написанная, современником художника — Энео Ирпино. В ней говориться о факте написания портрета Констанции д’Авалос талантливым да Винчи. Ничего странного в этом поступке мастера нет, если учесть, что любовником герцогини был сам Джулиано Медичи, способный заказать и оплатить такой подарок любимой женщине. Прошло два года, Джулиано Медичи женился и портрет, как доказательство его любовной связи на стороне, оказался не востребованным, поэтому, он и остался у Леонардо. Кстати, возможно на портрете изображена другая пассия любвеобильного Джулиано Медичи – Пачифика, которая родила своему любовнику сына Ипполито.
Тайна образа намного усложнилась после находки в 2005 году записей некоего чиновника из Флоренции, в которых говорится о трех копиях Моны над которыми работал мастер. Портрет Лизы Герардини, заказанный ее мужем по случаю рождения сына, был только одним из них.
На ранних копиях «Джоконды» видна более обширная панорама, чем у той картины, которая сегодня находится в Лувре. У копий видны с двух сторон колонны, а вот у оригинала только часть. Исследователи не исключают, что после смерти да Винчи картину уменьшили в размерах, но это только не подтвержденная версия. Против этой гипотезы выступает факт того, что картина написана не на полотне, а на сосновой доске и ее отпил был бы четко виден.
Еще один «таинственный» факт: сегодня на полотне Мона Лиза изображена без бровей. В этом нет ничего удивительного, поскольку в то время было модным выщипывать брови. Вот только французский инженер, с использованием чувствительного сканера, сумел доказать, что на полотне, ранее, Джаконда была с бровями, которые затем «исчезли». Возможно, причиной стало слишком большое усердие сохранить картину: в течение 500 лет ее часто «очищали и реставрировали», что и привело к потере части элементов полотна.
Знаменитая исчезающая улыбка «Джоконды» — это когда губы плотно сжаты, но появляется стойкое ощущение, что женщина улыбается, до сих пор потрясает всех зрителей. Искусствоведы считают, что причиной такого эффекта является то, что когда человек долго смотрит на изображение, тень от лица Моны создает видимость подъема уголков губ. Таким образом возникает видимость загадочной улыбки прекрасной Моны Лизы. Рентгеновские исследования также подтвердили догадку, что под всеми слоями красок лицо женщины совершенно серьезно и нет даже намека на улыбку.
Неоднозначная репутация самого Леонардо да Винчи стимулирует многих продолжать исследование его произведения. Так американский художник доказывает, что разглядел на полотне «Джоконды» изображение голов животных. Американский исследователь в своих изысканиях ссылается на дневники самого да Винчи.
А вот итальянские ученые считают, что на лице Моны Лизы мастер зашифровал послание для потомков.
Техника, которой обладал мастер прекрасно передавала объем, обладала невероятной реалистичностью, скрывала следы кисти на полотне. Сегодня ученые-химики только чуть-чуть смогли приблизиться к загадке красок мастера и технике нанесения ее на полотно.
Несмотря на имеющуюся информацию, тайна Моны Лизы до сих пор не раскрыта. Так, известно, что Лиза Джоконда умерла в возрасте 63 лет и захоронена на территории итальянского монастыря Святой Урсулы. Попытка воссоздать образ женщины по ее черепу не удалась. Может быть это и хорошо. Пусть многие поколения будут иметь возможность любоваться милыми и загадочными чертами Моны Лизы, написанной кистью гениального да Винчи.
Источник: tainy.net