Загадочные пещеры Барабар

  • 3 Лет ago
  • 0

Загадочные пещеры Барабар

Примерно в 40 километрах к северо-востоку от города Гая индийского штата Бихар, посреди абсолютно плоской желто-зеленой равнины, высится небольшая скалистая гряда протяженностью около трёх километров. В скалах этой гряды находится пещерный монастырь Барабар — древнейший из сохранившихся в Индии. Четыре пещеры, вырубленные в скале, относятся к периоду правления царя Ашоки Великого, первого монарха, принявшего буддизм в качестве официальной религии.

Изначально монастырь Барабар был буддийским. Он принадлежал секте Адживика, которая во времена правления царя Ашоки была основным конкурентом буддизма. Сами пещеры — дар царя Ашоки этой секте, о чём гласит надпись на одной из стен. Но самой большой загадкой пещер Барабар являются идеально отполированные стены правильной полукруглой формы.

Загадочные пещеры Барабар

В её центральной части находится известная своими древнейшими в Индии рукотворными пещерами группа скалистых возвышенностей, которые называются Барабар (Barabar/Banawar Hill). Примерно в полутора километрах от них на восток находится ещё одно место расположения подобных пещер, относящихся к одному с Барабаром историческому периоду — скалистый холм Нагарджуни (Nagarjuni Hill). Чаще всего оба эти места упоминаются под одним обобщающим названием — «Пещеры Барабар» (Barabar Caves).

Группа «Барабар» состоит из четырёх пещер, а группа «Нагарджуни» — их трёх. Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.). Наряду с двумя пещерами Сон Бхандар (Son Bhandar Caves) в Раджгире они являются самыми древними пещерными храмами Индии.

Из книги А. Бэшема «Чудо, которым была Индия»:

Одной из самых интересных особенностей этих скальных сооружений является то, что они не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне шраманской секте философов-аскетов адживиков. Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией — Адживики.

Загадочные пещеры Барабар

Третьей неортодоксальной сектой, возникшей одновременно с буддизмом и джайнизмом, были адживики — группа аскетов, связанных, как и джайны, суровой дисциплиной и также отказывавшихся от всякой одежды.

Учение основателя секты Гошалы Маскарипутры во многом напоминает идеи его современника Махавиры, одно время бывшего его другом. Как и Махавира, он основывался на учениях предшествовавших вероучителей и аскетических сект, дополняя и развивая их. И буддийские, и джайнские источники утверждают, что он был незнатного рода и умер примерно на год раньше Будды, то есть в 487 году до нашей эры, после яростной полемики с Махавирой в городе Шравасти. Его последователи, видимо, объединились с учениками других проповедников, таких как антиномист Пурана Кашьяпа и атомист Пакудха Катьяяна, образовав секту адживиков.

Расцвет секты приходится на эпоху Маурьев: известно, что Ашока и его преемник Дашаратха дарили адживикам пещерные храмы. Однако впоследствии секта стала быстро терять влияние, сохранив небольшое число последователей лишь в маленьком районе Восточного Майсура и прилегающих областях Мадраса, где она удерживалась до XIV века, после чего о ней уже больше ничего не было слышно.

Загадочные пещеры Барабар

Тексты адживиков до нас не дошли, и мы о них знаем только из буддийской и джайнской полемики против этой секты. Учение адживиков было, несомненно, атеистическим и отличалось последовательным детерминизмом. Традиционное учение о карме, как известно, утверждает, что состояние человека определяется его прошлыми поступками. Наряду с этим человек сам может повлиять на свою судьбу в настоящем и будущем при помощи правильного поведения.

Адживики отрицали это. Они считали, что существует безличный космический принцип (нияти, то есть судьба), который определяет в мире всё, вплоть до мельчайших деталей. Поэтому воздействовать на процесс трансмиграции вообще невозможно. Несмотря на то, что человек никак не может повлиять на своё будущее, монахи секты адживиков предавались суровому подвижничеству, объясняя это предначертанием судьбы. Тем не менее последователи соперничающих вероучений обвиняли адживиков в распущенности и безнравственности.

Загадочные пещеры Барабар

Адживики дравидского юга развили своё учение в направлении, близком к эволюции буддизма «великой колесницы». Гошала стал у них нетленным божеством, наподобие Будды в системе махаяны, а учение о предопределенности трансформировалось в доктрину, напоминающую взгляды Парменида: мир вечен и неподвижен, и всякое изменение и движение — лишь иллюзия. Здесь усматривается определенное сходство с учением Нагарджуны о «пустоте».

Всё же самое удивительное в Пещерах Барабар — это не их уникальная древность, не принадлежность к давно исчезнувшей загадочной шраманской секте, не замечательная точность геометрии помещений и поражающее качество полировки гранитных стен и сводов, а то что эти необычные сооружения были специально спроектированы и построены как акустические пещерные залы для медитаций.

Загадочные пещеры Барабар

Первые три пещеры высечены в длинной округлой скале, вытянувшейся с востока на запад на 200 метров и удивительно похожей по своим очертаниям на гигантскую подводную лодку, всплывающую прямо из грунта. Горная порода скалы — гнейс (твердая метаморфическая порода внешне и по своим свойствам очень похожая на гранит, поэтому далее по тексту будут употребляться слова «гранит» и «гранитный»).

Загадочные пещеры Барабар

Дорожка ведет к северной стороне скалы, где расположена одна пещера — Каран Чаупар (Karan Chaupar). Пещера датируется 244 до нашей эры, так как на входном проеме есть надпись, что эта пещера сооружена 19 лет спустя после восхождения на престол императора Ашоки.

У пещеры простой прямоугольный входной проем, который сразу же обращает на себя внимание абсолютной геометрией и идеальной обработкой. Пещера очень своеобразна, наверное ничего подобного среди культовых сооружений в мире нет — внутри нет ни одного рисунка, барельефа, статуи и так далее.

Вместо этого — помещение с идеально выдержанными геометрическими размерами и дивной полировкой (напомню, что все это высечено в гранитном монолите в III веке до нашей эры), причём довольно внушительных размеров: длина — 10.4 метров, ширина — 4.3 метра, высота — около 3.3. метров (высота стены — 1.42 метра, + свод — 1.84 метра).

Загадочные пещеры Барабар

Вот что пишут путешественники:

Дальше было самое удивительное: смотритель отошел к торцу пещеры и громко выкрикнул несколько слов, после чего пещера наполнилась каким-то хитросплетением звуков, причём многие из них были явно новые, не связанные с тем, что проговаривал смотритель.

Ещё слегка ошарашенные, мы сами начали экспериментировать со звуком, громко проговаривая фразы разными интонациями и интервалами, или хлопая в ладоши. Не успеваешь закончить фразу, как тут же тебя обволакивает переплетение множества звуков: некоторые похожи на приглушённый разговор, восклицания, шум улицы и прочее, другие вызывают какие-то знакомые, но труднопередаваемые ассоциации.

Очень интересным и неожиданным оказалось возникновение каких-то не совсем понятных и даже странных ощущений: стоишь в абсолютно темной пещере (еле видно углы и стены), а все «это» как будто осязаемо «летает» вокруг тебя. Прямо психоделика какая-то.

Кстати все пещеры действительно очень тёмные. Всё освещение — это дневной свет через входной проём и свечка, которую зажигал смотритель в очередной пещере. Фотографии делались со вспышкой и затем прилично дорабатывались.

Результатом наших упражнений стало то, что супруга до сих пор абсолютно уверена — внутри пещеры слышала повседневный шум деревни, которая находится внизу: голоса людей, мычание коров, смех детей и прочее, и что «это» проникло внутрь либо через входной проем, либо ещё как-то.

Все мои попытки разубедить её с помощью физики и логики до сих пор так ни к чему не привели, любые аргументы бессильны, если человек реально «это» слышал. Когда в темной пещере с такой акустикой часами кружится, распадаясь на гармоники и сплетаясь снова в нечто иное, объёмный звук от повторяемого с определенной ритмикой и интонацией на разные голоса слог «Ом-м-м!», то пробивает мороз по коже.

Загадочные пещеры Барабар

Когда я размышлял над природой этого чуда, то сильно пожалел, что не сделал несколько замеров затухания по секундомеру часов и не попробовал повнимательней прислушаться на что распадаются простые звуки (гласная, хлопок и т.п.). Могу только сказать, что полное затухание звука происходит приблизительно в течении 5-6 секунд.

В том, что все пещеры Барабара и Нагарджуни создавались как специальные акустические залы, сомнений у меня нет. Видимо древние строители хорошо знали как, из чего и где построить помещения с такой удивительной реверберацией: все пещеры высечены в монолите, имеют практически одинаковый размер и внутреннюю геометрию.

Стены, свод и пол были отполированы с высочайшим качеством. Даже абсолютно прямоугольные проемы у всех пещер одинаковы, вероятно, в этом был какой-то смысл (возможно служили резонаторными отверстиями). Также нет сомнений в том, что они предназначались только для медитаций или каких-либо подобных ритуальных действий, а сами аскеты жили где-то рядом.

Исходя из написанного современными учеными, можно понять, что о самих адживиках известно очень мало, а об их ритуальных практиках — вообще ничего. Поэтому, наверно, мы никогда не узнаем зачем шраманской секте аскетов-атеистов понадобилось создавать такие «высокотехнологичные» и безумно трудоёмкие «музыкальные шкатулки».

Ещё две пещеры находятся на противоположной, южной стороне скалы. Чтобы попасть к ним надо подняться на гребень скалы по каменной лестнице, находящейся рядом со входом в Каран Чаупар, и спуститься на противоположную сторону.

Загадочные пещеры Барабар

На южной стороне скалы западная (первая по ходу) пещера, которая расположена почти симметрично относительно продольной оси скалы с Каран Чаупар, носит название Судама (Sudama).

Входом в Судаму является такой же простой и идеально прямоугольный проём, как и у Каран Чаупар. Кстати, вот таким своеобразным способом запираются все пещеры.

Внутренняя планировка Судамы отличается от Каран Чаупар: пещера состоит из двух помещений. Первое — зал размером 10 на 5.8 метров и высотой 3.6 метров, восточная стена которого прямолинейная. Западная же стена этого зала имеет форму выпуклой дуги с куполом.

Стена имеет такую необычную форму потому, что повторяет контур находящегося за ней второго, круглого помещения диаметром 5.8 метров. Полировка в Судаме, вероятно, самого высокого качества среди всех пещер Барабара (а может быть, лучше всех сохранилась), а сама пещера выглядит просто идеально.

В круглом помещении полировка стен сохранилась хуже — естественная коррозия, видимо, вызванная просачивающейся в щели водой. Здесь к реверберации добавляется другой акустический эффект, вызванный формой помещения: голос человека, который стоит напротив тебя не слышен «прямо», вместо этого он громко звучит то у правого, то у левого уха (если периодически немного смещаться).

Пещера согласно наскальной надписи при входе датируется 12 годом правления Ашоки (261 год до нашей эры). Справа (к востоку) от Судамы находится знаменитая пещера Ломас Риши (Lomas Rishi). «Знаменитая» потому, что единственная из пещер Барабара имеет резной входной портал, фотография которого является «визитной карточкой» пещер Барабара (из двух фотографий Барабара одна обязательно будет с порталом Ломас Риши).

Загадочные пещеры Барабар

S.P. Gupta, S. Vijayakumar:

Вероятнее всего, портал создавался не адживиками. Скорее всего, он имеет более раннее буддистское происхождение: об этом говорит вереница слонов, движущаяся к ступе в центре дуги, и арка в форме листа пипала.

Ломас Риши, как и Судама, состоит из двух помещений (прямоугольного и круглого), но её сооружение по каким-то причинам не было завершено, поэтому на плане второе помещение выглядит не круглым, а овальным — его просто не доделали.

Даже судя по неокончательным размерам (длина — 10-11.1 метров, ширина — 5.2 метра, диаметр круглого помещения — 5.2 метра), можно судить, что Ломас Риши задумывалась как копия Судамы. Время и причина, по которым работы в пещере не были доведены до конца, неизвестны.

Внутри помещений хорошо видно, каким методом происходило вырубание в скале. Вполне очевидно, что делалось это по определённой технологии, качественным стальным инструментом (пишут, что у современных ученых до сих пор нет полной ясности по многим аспектам техники обработки камня и железа в древней Индии).

В Индии и в последующие годы не искали легких путей. Поражает воображение количество пещерных храмов, целиком вырубленных в твердых горных породах и украшенных огромным количеством колонн, скульптур и барельефов, среди которых много образцов всё с той же знаменитой полировкой.

В Китае и Юго-Восточной Азии всё было не так: там как правило работали с песчаником, известняком, сланцами, глинистыми породами и подобными им по твердости материалами.

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Гранитные скалы покрыты лишайниками и ходить по ним даже в сухую погоду надо осторожно. В дождь и туман они просто очень скользкие, и удержаться на наклонной мокрой поверхности практически невозможно — скоростной спуск гарантирован. Мы оценили такие тропинки-пунктиры, когда в дождь обходили пещерный комплекс Канери вблизи Мумбая, без них перемещаться по скалам было бы просто невозможно.

Вишваджопри (Visva Zopri, Visvajhopri) — четвертая пещера из группы Барабар, находится примерно в полукилометре от первой пещеры Каран Чаупар.

Сама по себе она большого интереса не представляет, так как является не просто незаконченной, а скорее, «немного начатой». Намного более интересен путь к пещере по скалам и спуск по «ашока-степс» прямо в деревню. На фото внизу: «спина» скалы, в которой вырублена Вишваджопри.

В последние десятилетия по неизвестной причине трещины в скале стали очень активно прогрессировать, достигли самой пещеры, воды стали размывать её свод. Несколько лет назад трещины залатали раствором и залили битумом (похоже, не очень качественно). Ещё раньше была сооружена заградительная стенка для того, чтобы в сезон дождей не размывалась площадка перед пещерой.

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

«Ашока степс» — ведущая от пещер к деревне дорожка тропинок-пунктиров из прямоугольных выемок, вырубленных на поверхности скал в те же времена (III век до нашей эры), что и сами пещеры:

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Загадочные пещеры Барабар

Видео, снятое на месте событий французским исследователем Deï Mian в высоком качестве:

Источник: mirtayn.ru

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Предыдущая «
Следующая »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *