Забытые пророчества Альбера Робиды

  • 7 Лет ago
  • 0

Забытые пророчества Альбера Робиды. Не секрет, что некоторые обладают даром предвидения, умеют заглядывать в будущее. О многих таких людях мы знаем. Но есть и неизвестные или забытые пророки…

Забытые пророчества Альбера Робиды

Фото: wikipedia.org

У француза Альбера Робида была удивительная судьба. Он словно бы прожил несколько жизней, ибо обладал многими замечательными талантами: был художником, писателем-фантастом и, кроме того, умел заглядывать в будущее. И посмеяться над ним. Его гениальные предвидения и рисунки до сих пор поражают. Обладая колоссальной работоспособностью и широкими познаниями, он написал 54 книги, снабдив их 55 тысячами первоклассных иллюстраций.

Альбер Робида родился 14 мая 1848 г., рисовать начал очень рано — в начальной школе. В 18 лет дебютировал в качестве карикатуриста в «Занимательной газете», а в 23 года стал членом редколлегии роскошного журнала «Парижская жизнь», сотрудничал с венским сатирическим журналом «Филипон», где трудился всемирно известный карикатурист Домье и знаменитый иллюстратор Гюстав Доре.

В 1883 г. в Париже вышла книга Альбера Робиды «Двадцатое столетие», а спустя несколько лет «Электрическая жизнь». Вскоре книги были переведены даже на русский язык. В них было много захватывающе интересного и весьма поучительного. Робида не только описал «технические чудеса грядущего столетия», но и с великой грустью поведал о том, что мы еще о многом пожалеем, ибо человечество бывает опрометчивым и удивительно недальновидным. Эту мысль Робида проиллюстрировал на первой же странице «Электрической жизни»: Седой Гений, приладив к трехколесному велосипеду, в качестве переднего колеса, земной шар, и низвергнув Веру, Надежду и Любовь, крутит педали и мчится в пространстве и времени по огромной спирали. Под рисунком красноречивая надпись: «Вперед, без оглядки».

Перелистывая эту книгу сейчас, удивляешься, с какой поразительной проницательностью он предвидел грядущий технический прогресс и события, ожидающие человечество.

«Электрическая жизнь» начинается с описания «страшной катастрофы», случившейся на мощной электростанции под литерой «14» (ядерная?) из-за аварии «в большом резервуаре» (реакторе?): «После полудня 12 декабря 1955 г., вследствие какой-то случайности… разразилась над всей Западной Европой страшная электрическая буря, причинив глубокие пертурбации в течении общественной и государственной жизни…» Несмотря на то, что дата дана с ошибкой более чем в 30 лет, нынешний читатель невольно подумает об аварии на Чернобыльской АЭС…

Написал Альбер Робида и о наших достижениях в области техники и межпланетных полетов: «Электричество служит неистощимым источником тепла, света и механической силы… приводит в движение как огромное количество колоссальных машин на миллионах заводов и фабрик, так и самые нежные механизмы усовершенствованных физических приборов. Оно мгновенно передает звук голоса с одного конца земли в другой, устраняет предел человеческому зрению и носит по воздуху… человека…

Не довольствуясь тем, что электрическая энергия является могущественным орудием производства, светом, рупором, передающим голос на какие угодно расстояния… и в межпланетном пространстве (вопрос о телефонировании с одного небесного тела на другое хотя еще не решен удовлетворительным образом, но, очевидно, близится к разрешению), электричество выполняет и тысячи других обязанностей. Между прочим, служит в руках человека также оружием на полях сражений — смертоносным и грозным…»

В результате научных открытий мы читаем в романе о следующих событиях: стало возможным выращивать людей в пробирках — имеющих много преимуществ, включая идеальные гены, и почти не имеющих человеческих недостатков; генералитет Франции отрабатывает приемы «химической и медицинской (бактериологической?) войны»; в «лаборатории миазмов» случайно разбивается пробирка с крайне опасными болезнетворными бактериями, и в Париже мгновенно вспыхивает эпидемия новой, неизвестной болезни, напоминающей по описаниям «чуму XX века» — СПИД.

Все эти события развиваются на фоне любовной истории, но читателей той поры завораживали и вызывали жгучий интерес не любовные перипетии, а иллюстрации Робиды: громадные воздушные корабли, воздушные состязания на «винтовых самолетах», воздушных экипажах и кабриолетах, изображения метрополитена, телефоноскопа (телевизор и одновременно видеотелефон), фонографа, орудий химической артиллерии, торпед и подводных броненосцев…

Воздухоплаватель Сантос Дюмон был в восхищении от рисунков Альбера Робиды и по ним (!) построил несколько своих «воздушных кабриолетов-дирижаблей», на которых «причаливал» прямо к балконам парижан, неожиданно появлялся на балах и приемах. Произнеся краткую речь о техническом прогрессе, эффектно освещаемый вспышками газетных репортеров, он покидал собрание так же, как и прибыл на него — через окно. В точности как в романе, где Альбер Робида уверял, что в 1955 г. Париж будет выглядеть весьма удивительно: в небе будут летать «воздушные яхты и кабриолеты», причаливающие к «дебаркадерам» на крышах домов (по этой причине нумерация этажей в домах будет вестись сверху), город сплошь опутает сеть электропроводов, под землей и над ней протянутся гигантские «трубы метрополитена и электропневмопоездов, что позволит людям пересекать Францию из конца в конец в короткое время». Парижане будут жить «в домах из стекла и искусственного гранита» с использованием «огнеупорных пластмасс и трубчатого алюминия». Дома высотой 10-11 м будут отливаться строителями прямо на месте от фундамента. Непременным атрибутом внутреннего интерьера каждого дома будет телефоноскоп, что позволит жителям Парижа путем простого нажатия кнопки слушать «телегазету» с новостями, деловую рекламу, лекции или музыку. Телефоноскоп даст возможность «навещать родных и быть в гостях, не выходя из дома». Кухни в домах будут отсутствовать за ненадобностью, т.к. парижане смогут заказывать готовые обеды по телефоноскопу либо питаться «концентратами в виде пилюль».

Забытые пророчества Альбера Робиды

Фото: wikipedia.org

Альбер Робида считал, что химия как наука достигнет высшего уровня и найдет широкое практическое применение в народном хозяйстве. При помощи химии будет восстанавливаться плодородие в почве. Семена станут подвергаться электрообработке для стимуляции их всхожести и роста.

Сообщает он и о некоторых других фантастических вещах, которые вызывали интерес и одновременно тревогу в XIX в. Например, о том, что у людей XX века будет намного быстрее изнашиваться нервная система и французы в 45 лет будут по состоянию здоровья соответствовать семидесятилетним. Поэтому станет необходимым омоложение «в лихорадочной поспешности жизни». Возрождение стареющего организма будет осуществляться в специальных аппаратах под особыми колпаками, которые Робида изобразил на иллюстрациях.

Альбер Робида предсказывал, что в Париже будут процветать «фотоживопись» и «фотопанно» на стенах домов, причем сюжеты будут все время меняться (действительно, такие панно теперь созданы). В аквариумах будут плавать «электрические рыбки», неотличимые от настоящих. Вообще люди научатся подделывать все, особенно продукты, и повсюду станут продавать эрзацы.

В морях и океанах будут рыскать «трудноуловимые подводные миноноски разных стран». В связи с этим Робида описывает подробно крупные учения всех вооруженных сил Франции с участием электробомбард из панцирей (танков). Человечество приступит к заселению огромной Антарктиды.

Однако он предупреждает, что человеку XX в. многие технические чудеса и сумасшедшие скорости могут смертельно надоесть: «Лихорадочно-спешное существование среди загрязненных дымом чудовищных заводов и фабрик заставит человека бежать от всего, созданного им, в поисках тишины и глотка чистого воздуха…» «Каким изумительным зрелищем для наших потомков станет живая лошадь, зрелище совершенно новое и полное величайшего интереса для людей, привыкших летать по воздуху!». Людей станут лечить спокойствием в пансионатах, где для них будет особая музыка и песни, и они будут счастливы, что вырвались из дымных городов, где реки полны миазмов, а вода в них почти не пригодна для питья…

Так писал 130 лет назад Альбер Робида, автор и других романов: «Война в XX веке», «Париж на перекрестке столетий» (история Парижа в рисунках), «Путешествия в страну колбасников»…

Его последний научно-фантастический роман «Часы минувших веков» (о последствиях ядерной войны) был также переведен на русский язык в 1904 г. В нем Робида описал события, которые ожидают человечество из-за противостояния больших и малых государств и из-за стремления одних к обогащению за счет других; многие технические изобретения (включая «бомбу величиной с горошину, способную разрушить город»), которые сделают некоторых политиков крайне жестокими, что неминуемо приведет к «великому бедствию» и «великому ужасу».

Но Робида в этом удивительном романе рассказывает и о человечестве, которое, наконец, опомнившись от «великого ужаса», пытается вновь объединиться, создает «Великий совет предохранения от ошибок прошлого без политиков» и примет новое летосчисление: «Род человеческий, уцелевший и не погибший, по крайней мере полностью, наконец-то облагоразумился. Человек вышел из великого бедствия и стал шествовать по бороздам, проведенным его предками». Жаль, что это пророчество пока не осуществляется…

Один из персонажей романа говорит пророческие слова: «Коммунисты, которые завладеют завтра властью, быть может, грубо и на не совсем законных началах, ниспровергнут старый порядок. Все руководство страной будет осуществляться людьми из особого Центрального Комитета (!), и половина собственного населения будет посажена в тюрьмы…»

Остается загадкой, как Робида в 1899 г. угадал терминологию революции! Кстати, в своих воспоминаниях Мария Ульянова пишет, что в их семье была книга «известного французского карикатуриста Робиды, которую Володя любил рассматривать». Повлияла ли она в какой-то степени на Ленина? Вполне возможно, что повлияла, как и «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса.

Пророчества Робиды, как, впрочем, и его рисунки, забавляли читателей. Особенно развлекало их казавшееся невероятным утверждение, что в конце XX в. в Англии премьер-министром будет… женщина! Удивляло и предсказание, том, что революция в России произойдет после войны в Европе.

К сожалению, роман ни разу не переиздавался. Нынешний читатель непременно задумался бы над фантазиями, вызывавшими когда-то недоумение и смех и ставшими вдруг реалиями нашего бурного времени.

Примечательно, что юмор Робиды побеждает и в этой книге, а роман «Часы минувших эпох» заканчивается так: «Позади каждой эпохи видна новая, позади каждого поколения уже слышны шаги последующего, которое выйдет на сцену, когда пробьет его час на часах вечности».

Пророку суждено было увидеть Первую мировую войну и узнать о применении иприта (когда-то он описал нечто подобное); города, разрушенные бомбами, сброшенными с дирижаблей и самолетов, и многие другие свершившиеся его пророчества.

Умер Альбер Робида, окруженный почетом, в 1926 г.

Так что такое дар Альбера Робиды? Гениальный анализ на основе существующих в его время технических изобретений или фантастический дар? Дар предвидения или даже пророчества? Жаль, что труды этого человека практически забыты и не исследуются учеными…

Источник: zaberaj.ru

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Предыдущая «
Следующая »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *