Представьте себе: посадили вы картошку (репку, морковку, капустку). Бились за урожай до кровавых мозолей, надорвали спину, сожгли пятую точку на солнце, пропалывая и окучивая грядки. И в один прекрасный день, приехав на фазенду, обнаружили, что картошку сожрал колорадский жук, морковку оприходовала медведка, а капустку добила гусеница. Страшный сон огородника сбылся. Что сделает современный латифундист? Покачает головой, погорюет, да и пойдет со своей бедой жаловаться к соседям. Просидят до поздней ночи, а к утру и полегчает ему.
А средневековый феодал в этом случае бы не растерялся и быстро бы обратился в суд, дабы законодательно наказать жука, медведку и гусеницу за нанесенный ущерб.
Конечно, взыскать с саранчи, к примеру, нечего. Но чтоб другим неповадно было, надобно казнить. Поймать одну особь, зачитать приговор, и – готово дело. Можно было бы и целый рой вредителей наказать, ибо никто не должен без последствий нападать на закрома уважаемого феодала. Думаете, я шучу? А вот и нет!
В Средневековье, и в самом начале т.н. Нового времени в Европе были распространены суды над полевыми вредителями: грызунами или насекомыми, уничтожавшими посевы. Да-да, на полном серьезе. Самый настоящий суд – с обвинителем, адвокатами, истцами и ответчиками.
Селяне и горожане строчили обращения в суд на саранчу, жуков, гусениц, птиц, и даже угрей!
Чаще всего такие дела рассматривались в церковных судах. Судьи исходили из того, что все вышеназванные существа – божественные создания. По их мнению, создавая разных тварей, господь положил им и пропитание. Кушать, по мнению суда, они имели право, но разорять то, что посеял человек – нет. Как святые отцы представляли себе этот процесс разграничения угодий, я слабо себе представляю: электромагнитных отпугивателей мышей и червей в те далекие времена не было. Естественно, крысы, мыши, кроты и прочая летающая и ползающая живность понятия не имела, что у них есть собственные владения. А суд имел полное право отлучить бессловесных «ответчиков» от церкви…
Я полагаю, червяку, на самом деле, все равно – при церкви он или вне. Но для людей того времени – это было важное уточнение. Даже мое богатое воображение вряд ли может соперничать с изощренным умом инквизиторов. Они-то, видимо, прекрасно представляли себе, как выглядит отлученная от святой церкви мышь.
А теперь самое интересное: проклятая саранча благополучно перелетала на новое место, гусеницы окукливались и превращались в бабочек. Вуаля! Сработало, говорили святые отцы, а крестьяне и горожане благодарно кивали в ответ. А если не срабатывало? Не подействовало проклятье, такое тоже бывало. Саранча, она такая – пока все не сожрет, не успокоиться и на ваши доводы ей начхать. В этом случае, самый справедливый и гуманный суд в мире – Святая Инквизиция – все сваливала на истцов. Они-де сами виноваты: плохо молятся, скупо подношения в церковь приносят. Вот и результат – господь от них отвернулся.
Честно говоря, меня удивляют не суды над тараканами и комарами. Меня другое восхищает: только представьте себе, на какую широкую ногу было поставлено судопроизводство в Средние века! Простой народ, темный и безграмотный, не умевший читать и писать, искренне считал, что домашнюю живность или диких насекомых можно усмирить с помощью суда или физического наказания.
А теперь вопрос – а так ли думали святые отцы Инквизиции? Или они тихонько посмеивались над незадачливыми землевладельцами и радостно набивали карманы золотишком. Ведь суды во все времена были делом затратным. Худо-бедно, а писарям, секретарям, адвокатам и прочим товарищам зарплату надо было платить. И не факт, что ты суд этот выиграешь, у медведки, например. Она вернется, и денежки, считай в пустоту ушли, да тебя же еще и обвинят, мол, сам виновен.
Средневековьем принято пугать просвещенный народ, описывать его ужасы и сравнивать с современной системой. А по мне – так пугать-то сильно нечем. Ничего особо не изменилось. Как был народ наивен, таким и остался. Как была система хитра и изворотлива, так и по нынешнюю пору и существует.
Но, вернемся к нашим баранам. Да-да, в прямом смысле этого слова. С животными тоже не церемонились. Показательные суды в те, не очень благословенные, времена работали в полную силу. И козы, и бараны, и свинки могли предстать перед судом. Одних обвиняли в уничтожении посевов, других в личной неприязни к хозяину, третьих еще бог знает в каких смертных грехах! Вплоть до разврата и прелюбодеяния! Я не шучу, именно в таких тяжких человечьих страстях, как чревоугодье или корыстолюбие обвиняли пронырливые инквизиторы наших братьев меньших. Дабы не шокировать нежного читателя подробностями судов и изощренных издевательств над бессловесными тварями, не буду в красках расписывать эту тему.
Меня другое смущает: так есть ли, по мнению Инквизиции у животных душа, или нет? То есть судить их, как людей, можно, а в существовании Духа им долгое время отказывали. Поправьте меня, если не права, но это прямо какие-то двойные стандарты.
Ну да ладно, козлов да баранов хоть судили. А собак, кошек и петухов за связи с нечистым расстреливали без суда и следствия. Ну не расстреливали, конечно, вешали там, топили, сжигали на кострах, суть от этого особо не меняется. А если пса или кота угораздило родиться черного цвета, шансов у него дожить до старости вообще не было. Коты в Средние века причислялись к темным силам исключительно по «праву рождения». Если собакам и птицам еще могли дать шанс на оправдание или исправление, кошкам «ловить» было нечего.
Иногда я думаю, ведь не так много времени с тех пор прошло. От темного и мрачного «веселого» Средневековья нас отделяют всего лишь несколько сотен лет. В масштабах Космоса – это смешная цифра. Секунды, право слово. Мир изменился, но пепел «очистительных» костров еще теплый. Человечеству еще многое предстоит узнать, понять и открыть, чтобы окончательно избавится от глупых суеверий и заблуждений. Главное из которых – слепая вера в превосходство одних людей над другими и в незыблемость сомнительных истин.
Источник: tainy.net