До середины XX века французская деревушка Ренн-ле-Шато и её старинная церковь мало кого интересовали. Но после выхода нескольких документальных фильмов, а потом и книги «Священная загадка» (она же «Святая кровь и Святой Грааль») интерес пробудился. Ещё бы — речь шла о неизвестных фактах из биографии самого Иисуса Христа. И о связанных с его жизнью артефактах. Историки, оккультисты и конспирологи вступили в яростный спор о тайнах Ренн-ле-Шато.
Странный священник
Начало тайнам Ренн-ле-Шато положила деятельность священника Беранже Соньера, получившего приход весной 1885 года. Священник был молодой, красивый и очень амбициозный. Он числился лучшим среди выпускников своей семинарии, но по прихоти судьбы был отправлен окормлять паству в самую что ни на есть глушь. Паствы было немного, церковь находилась в таком состоянии, что Соньер схватился за голову.
Жить приходилось впроголодь, так что к ловле душ человеческих священник добавил ловлю рыбы и охоту, чтобы ни от кого зависеть. А чтобы не взвыть от тоски, подружился со священником из соседнего прихода и занялся краеведением. Благо на близком холме Безю находились развалины командорства тамплиеров, на другом холме — развалины замка одного из великих магистров храмовников Бертрана де Бланшфора, а через саму деревушку шла древняя паломническая дорога в испанский город Сантьяго-де-Компостела, где хранились мощи святого Иакова.
Доподлинно не известно, какие тайны открылись священнику во время занятий краеведением, но спустя шесть лет он скопил немного денег, присовокупил к ним пожертвования от прихожан, даже взял у них своего рода кредит, и начал реставрацию церкви. Собственноручно. По ходу работ Соньеру пришлось переместить внутри храма алтарный камень и две колонны. Тут-то и оказалось, что одна колонна внутри полая и в ней находится тайник с четырьмя деревянными коробами.
Внутри коробов лежали старинные документы, которые священник тут же отвёз своему церковному начальству в Каркассон. Три спрятанных документа содержали генеалогические древа дворянских родов. А вот четвёртый, с отрывками из Нового Завета, оказался своего рода шифровкой.
Документы так заинтересовали каркассонского епископа, что тот отправил Соньера в Париж, причём оплатил тому и дорогу, и проживание. В столице священник посещает литературные и философские кружки, ведёт переговоры с учёными и духовными лицами, ходит по музеям и даже влюбляется. А вернувшись назад, с новой силой ищет древние камни, срисовывает надписи с надгробий и полностью преображает свою церковь. Теперь над входом в неё выбита надпись на латыни: TERRIBILIS EST LOCUS ISTE, что означает… «Ужасно место сие». А в самом «локусе» стоят странные языческие скульптуры, стены расписаны странными картинками.
Одновременно у священника появляется очень много денег, и ходят слухи, что он нашёл клад. Сам Соньер молчит о происхождении своего богатства. Внезапно в Ренн-ле-Шато начинают приезжать именитые особы, вплоть до государственного секретаря по делам культуры и двоюродного брата австрийского императора. По деревне начинают ходить слухи, что их священник вступил в сговор с нечистой силой. Церковное руководство, до которого слухи доходят, делает иной вывод: Соньер торгует священными реликвиями, найденными во время реставрации церкви. Его на время отстраняют от службы, но буквально через месяц восстанавливают в должности. Странности продолжаются вплоть до смерти Соньера в январе 1917 года. При этом оглашение завещания ставит всех в тупик: священник завещает дом своей служанке, но ни о каких деньгах не идёт и речи. Клад, если он был, бесследно исчез…
Калейдоскоп версий
Существует несколько версий, что же нашёл Соньер во время ремонтных работ. Первая базируется на том, что сама церковь стоит на ещё более древнем фундаменте. Разумеется, конспирологи верят, что священник наткнулся либо на усыпальницу вестготских королей, либо на их сокровища. Некоторые даже пишут о короне вестготов и перечисляют алмазы, изумруды и рубины, которыми она украшена. А потом подсчитывают, за какую сумму Соньер реализовал добычу.
Вторая версия связана с сокровищами тамплиеров. Дескать, в ночь перед арестами рыцарские сокровища из парижского Тампля были благополучно погружены на телеги и вывезены в Ренн-ле-Шато. Сторонники этой версии тоже с азартом подсчитывают, о какой сумме может идти речь.
Согласно третьей версии, при реставрации церкви Соньер потревожил тайник катаров. Поскольку Ренн-ле-Шато расположена как раз в местах, где жили катары, то приверженцы альбигойской ереси вполне могли спрятать свои реликвии. С единственной, правда, оговоркой: катары не имели мирских ценностей. Четвёртая версия аналогична третьей. В церкви был тайник, но уже не катаров, а, наоборот, католиков, которые укрыли дорогую церковную утварь от альбигойцев. А Соньер эту утварь реализовал.
Версия пятая предполагает, что Соньер обнаружил клад королевы Бланки Кастильской, которая была вынуждена бежать от восставшего народа в середине XIII века. Снова — золото, алмазы, изумруды, рубины. И, разумеется, приблизительный подсчёт стоимости клада. Основывается это на том, что на одном из генеалогических древ, найденных в церкви, стояла печать королевы.
Ещё одна версия основывается на слухах местных жителей. По ней Соньер нашёл не алмазы и золото, а рецепт — как получить их у князя тьмы. Сторонники этой версии в качестве доказательства приводят факт, что Соньер не оставил денежного наследства. Известно ведь, что дьявольские деньги в христианских руках превращаются в пыль и пепел!
Наконец, седьмая версия однозначно утверждает, что Соньер нашёл Святой Грааль. Правда, в зависимости от того, в какую трактовку Грааля разделяющие это мнение верят, артефакт становится то камнем, то чашей, а то и «утраченными потомками Иисуса». Но в любом случае за Грааль или за тайну Грааля Соньеру полагался пожизненный доход от… Ватикана! В первых двух случаях — за находку, в третьем — за молчание.
Мог ли Соньер найти какие-то ценности во время своих изысканий? Конечно, мог. Но не нашёл. А если бы и нашёл, то не утаил бы, как не утаил старинных документов. Не было в маленькой церкви Ренн-ле-Шато ни серебра, ни золота, ни драгоценных камней. Но представим, что он нашёл такой клад. Как сбыть найденное? Для обычного священника из захолустья это было бы совсем не просто, да и в деревушку тогда бы ездил не эрцгерцог Иоганн, а скупщик краденого.
Секретные документы
Соньер, неожиданно став богатым, не только перестроил церковь Святой Магдалины. Он возвёл на одном из холмов башню Магдалины. Вместо нищенского дома священника построил настоящие хоромы, виллу Вифания с парком, прудом и оранжереей. Не поскупился он и обустроить быт прихожан. В Ренн-ле-Шато появилась хорошая дорога, он провёл за свой счёт водопровод, назначил содержание неимущим, на праздники дарил всем дорогие подарки. Некоторые подарки были старинными, так что по деревне ходил слух, что Соньер, может, не с дьяволом связался, а раскопал где-то сундуки с золотом Бланшфоров.
Но гораздо интереснее слухов о золоте — документы, действительно найденные священником, чего он никогда не отрицал. Первый был датирован 1243 годом, второй — 1608 годом, третий — 1695 годом, последний — 1753 годом. Если отбросить намёки шифровки о сокровище, которое «принадлежит королю Дагоберту и Сиону» и которое «есть смерть», то тайна, обнаруженная Соньером, скорее была связана с родословием Бланшфоров и касалась всех, кто за 600 лет породнился с ними.
Местные жители заставали священника за предосудительными действиями: некоторые надписи на могильных камнях он сбивал. Не по просьбе ли потомков, которым не слишком хотелось приоткрывать завесу семейного позора? Разумеется, заинтересованные лица могли делать широкие жесты и финансировать проекты Соньера. Но так ли это?
Сам Соньер объяснял неожиданное богатство просто: получил наследство. Он признавал, что очень интересуется расшифровкой таинственной рукописи, но он не торговал ни найденными документами, ни компроматом на современников.
Источник: ufospace.net