Есть ли у животных душа и разум? Могут ли они, как и мы, переживать, радоваться, грустить? Отличать плохое от хорошего, свойственна ли им эмпатия или неаргументированная жестокость, как и людям? Попробуем разобраться и ответить хотя бы на часть вопросов.
По поводу наличия бессмертной души в разных религиозных доктринах существует несколько версий. Буддизм и индуизм, исповедующие теорию реинкарнации и переселения душ, утверждают, что все животные имеют бессмертную душу. В одной концепции считается, что все мы, когда-то кошечками, собачками, коровками или бабочками. Другое философское течение учит, что, родившись животным, ты навсегда останешься заключенным в мохнатое или чешуйчатое тело, и человеком никогда не станешь.
Так это или нет, мы никогда не сможет подтвердить или опровергнуть, все приходится принимать на веру.
Существует мнение, что христианство не поддерживает идею о существовании у животных души. Но это не так. Есть даже «специальные» святые, которые считаются покровителями домашних питомцев. У католиков, например – это Святой Франциск Ассизский. Нынешний Римский Папа выбрал имя именно этого святого, так как обожает животных. В особенности кошек. Продвинутые христиане и собаку не считают «нечистым» животным. У ныне покойного патриарха Алексия был пес породы пикинес.
В православной традиции животных обижать не принято. Наоборот, человек, издевающийся и мучающий животинку, подвергался порицанию. Святой Серафим Саровский, живший отшельником, на канонических иконах изображается в окружении диких зверей. Ему принято молиться, когда с животным случается беда, и оно болеет. Считается, что чем выше человек Духом, тем почтительнее к нему относятся все разумные твари.
В Таиланде существует знаменитый Храм тигров. Монахи и дикие животные живут рядом. Тигры прекрасно чувствуют себя без клеток, не нападают на людей, а монахи глядят их, как больших кошек. Может и правда, дело в силе человеческого Духа?
У индуистов священными считаются коровы, собаки, слоны и обезьяны. Никого из этих животных нельзя обидеть: ни накричать, ни ударить, ни прогнать. Туристы удивляются, почему, если животные священные, выглядят они иногда не очень ухоженными? Причина в верованиях индусов: считается, что, если корова состарилась, заболела и может умереть, это принесет семье несчастье. Поэтому животное стараются отпустить на «вольный выпас», чтобы оно умерло за пределами семейного очага. Ударить или убить животное никто не вправе, поэтому коровы спокойно разгуливают по улицам городов, привлекая внимание сердобольных иностранцев. Оттолкнуть и разозлиться нельзя даже на надоедливых и наглых обезьян, которые, чувствуя безнаказанность, хулиганят от души: выхватывают из рук зазевавшихся туристов еду и вещи.
Кстати, обезьяны не зря считаются самыми высокоорганизованными существами: они обладают даже чувством юмора. Далекие предки человека обожают дразнить тигров. Гориллы, словно дети, растягивают уши и хвост под носом у полосатых кошек. Когда те свирепеют и кидаются на обидчиков, обезьяны ловко удирают, а потом возвращаются.
Слоны помогают попавшим в беду сородичам и дожидаются пока старые и больные особи догонят стадо, если они отстали. Дельфины любят разглядывать себя в зеркалах.
Мне кажется, что душа есть и у птиц. Во всяком случае, у принадлежащих к семейству варановых и больших попугаев. Наблюдать за теми и другим – одно удовольствие. Я как-то наблюдала, как две вороны целенаправленно троллили кошку, которая ела кусок мяса. Одна дергала ее за хвост, другая подбиралась к еде. Кошка не выдержала, погналась за обидчицей, а вторая ворона спокойно схватила кусок. При этом, она не собиралась делиться с напарницей, за что была нещадно побита товаркой. Но потом, птицы помирились, и уже кошка с досадой наблюдала за пиршеством крылатых подруг. Подойти к ним она не рискнула. Эти птички точно обладают и душой, и разумом, которому может позавидовать иное двуногое создание. Говорят, что сороки любят не только все блестящее, но и общаться со своим отражением в зеркальных поверхностях. Ну чем, не человеческие повадки.
Однажды мне довелось пообщаться с профессором, доктором Тибетской медицины. Это был маленький и сухонький, как осенний лист буддист.
Он имел высшее медицинское образование, также умел по цвету радужки и пульсу определять болезни на ранней стадии.
Улыбчивая переводчица сказала, что доктор готов проделать этот «фокус» со мной, но я испугано отказалась, сославшись на то, что не хочу загружать дорогого гостя проблемами. Мы мило беседовали о жизни и его работе. Как-то к слову пришлось, и я пошутила, что в следующей жизни хочу стать каким-нибудь священным животным. Например, любимой собакой богатого человека. Доктор-буддист выслушал переводчицу и что-то ответил на своем певучем языке. Переводчица покивала и изрекла: «Профессор сказал – нет. Уже невозможно. Собакой вы были, но раз родились уже человеком, то обратного пути нет».
Тогда я впервые удивилась, как человек в недешевом европейском костюме, на полном серьезе ответил на шутливую фразу о возможной реинкарнации. Впрочем, для того, кто умеет читать болезни по глазам, это вполне естественно. В его сознании легко укладываются инновационные методы лечения рака и верование в переселении душ. Вот мне бы так, да и не только мне. Многих проблем и разочарований удалось бы избежать, сколько печалей и скорбей можно перенести легче, если верить в грядущую встречу в иной жизни.
И если сейчас я бегу внутри Колеса Сансары в облике человека, значит, и моя собака когда-нибудь дорастет до этого статуса. Да и не только моя псинка, а все наши четвероногие друзья, которые так рано уходят. Может быть, в следующей жизни нам доведется встретить всех наших меньших братьев уже в ином качестве? Мы будем мучительно вспоминать, где могли видеть этого человека, а все просто: много лет назад он, виляя хвостом или мурлыча, встречал нас на пороге! Но мы и себя-то прежних не вспомним, и от этого становится немного грустно.
Источник: tainy.net