Мне, закоренелому материалисту, не понять пристрастия моих родных и знакомых к посещению кладбищ. Можете считать меня бесчувственной и чёрствой, но я не понимаю, что там делать? Близкого человека не воскресишь, он все равно умер, ушел, покинул нас. А вы только бередите душу, придумывая многочисленные поводы для того, чтобы его «навестить». Все эти годовщины и даты: 9 дней, сорок, полгода, год; христианские праздники мне абсолютно непонятны. Что дает вам традиция «навещать» покойников, что движет вами, когда вы сажаете на могилах цветы и деревья, ставите памятники, тратите деньги на ограду и прочие атрибуты. Жить надо для живых, здесь и сейчас, а не для тех, чьи тела гниют глубоко под землей, или жалкие остатки пепла вмурованы в стену колумбария.
Даже если взглянуть на проблему с точки зрения веры в бессмертную душу, ее переселение, или ожидание часа расплаты где-то в специально отведенном месте. Вот ведь как получается: там, куда вы ходите с цветами, ее нет! Там, только тело, вернее все, что от него осталось. Кости или пепел. Душа все равно вас не слышит, не видит, не наблюдает. Ей все равно, она занята теперь более важными делами: продвижением по колесу Сансары или ожиданием места в очереди на Страшный Суд. К кому вы обращаетесь со слезами, к каменному надгробию и дорогой ограде.
Если брать материалистическую теорию жизни человека, то и подавно глупо часто приезжать на кладбище! Но обычно, люди не задумываются о душе, пока их не накроет чьей-то смертью. Большинство родственников, становится, скажем так, очень щепетильно в вопросах погребения, отпевания и прочей мишуры, сопровождающий уход человека из жизни. Как вы поняли, я к этому большинству не отношусь.
Я считаю, что любить, заботиться, говорить какие-то слова, нужно при жизни. Нужно ли горевать, по моему мнению? Да, но не долго. Толку от постоянных воспоминаний, литья слез, изнурения себя и родных фразами типа «а помните, каким он (она) был замечательным человеком»! Ключевое слово «был». Теперь его нет. И сколько не вой, не плач и не страдай – мёртвого не поднимешь. Можно лечь рядом, но не воскресить. К чему тогда изнывать от того, что нельзя все вернуть как было?
Мои друзья относятся к первой, многочисленной категории: далекие от религии в быту, после смерти близких, они стали придавать большое значение вопросам общения с покойными. Все эти знаки, вещие сны, разговоры с усопшими на расстоянии, бесконечные поездки на могилу – мир сузился до размеров кладбищенской ограды. И я не скажу, что они какие-то «темные» — молодые женщины, широких взглядов, с медицинским образованием. Но нет, тема мёртвых неисчерпаемый источник энергии и вдохновения!
Ну сколько можно скорбеть, даже если кто-то тебе был очень дорог?! Все, перекинь страницу календаря и живи дальше! Нет, разговоры о том, как кто-то из ушедших приснился, что при этом сказал, как посмотрел, не прекращаются до сих пор. Одна подруга на полном серьезе сокрушается, что дед сниться всем, кроме нее. Другая – постоянно проводит выходные на кладбище, возле плиты в стене, где лежит прах ее мужа. Как по мне – это особая форма извращенного издевательства над своим сознанием. На мой материалистический взгляд, но есть и религиозная позиция. Так вот она предполагает, что по покойнику не следует убиваться. Не нужно звать его обратно, говорить, как без него плохо, не хватает любви, тепла и доброты.
Согласно вере, от таких действий живых душа умершего ужасно страдает. Он-то уже не может никак повлиять на земное существование, обратно не вернут, по крайней мере, в ближайшее время и в этом теле. А оставшиеся на земле родственники, терзают его своими слезами и криками. Так что с точки религии, часто навещать умерших неправильно и неэтично. Им нужно «отдыхать».
Недавно подруга рассказала поучительную историю. У нее год назад умер дед, и бабуля, которая прожила с ним много лет в любви и согласии никак не может смириться с потерей. Да, смерть была скоропостижной, внезапной, никто не ожидал, что вся случиться за несколько минут. На кладбище Людмила, так зовут бабку, просто поселилась. Когда выдавался свободный день, ехала к нему – «поговорить».
И вот недавно Лике, моей подруге, приснился сон. Дед в домашней обстановке, на своем любимом диване, крепко спит. Все родственники дома, ходят, громко разговаривают, а он продолжает спать. Наконец, он просыпается и недовольно говорит внучке: «Да не мешайте мне отдыхать, что вы все ходите и ходите!» На этом сон обрывается. Это был один из немногих снов с его участием, который приснился Лике с момента смерти деда. Из этого странного сюжета подруга сделала логичный вывод – близкий человек очень недоволен тем, что его постоянно навещают, тормошат, мешают спать. Она рассказала об увиденном бабке, и та задумалась. За прошедший год не было еще ни одной субботы, которую она пропустила бы и не поехала на кладбище.
Сама Лика далека от религии, но после смерти деда стала относиться к этой теме более внимательно, по ее собственным словам. Она не знает, верит ли в существование бессмертной души (по образованию Лика медик). Подруга говорит, что на такое поведение толкает людей тоска по ушедшему. Но, на мой взгляд, это уже вопрос не веры, а психологии. Надо отвлекаться, скажем так, занимать свое свободное время, загружать голову земными проблемами, не придавать значения всяким снам и «знакам». Но если представить себе, что душа есть, и ей там тоже грустно, то этим сном дед хотел сказать, чтобы и его не тревожили понапрасну. Он-то уже никак не может повлиять на ситуацию, прошлого не вернешь. Смерть, физическая или уход души в иные сферы – это процесс необратимый, так зачем мучить и себя, и покойного!
Могила – это всего лишь место захоронения, а не вместилище бессмертного духа, если таковой имеется. Стена в колумбарии – лишь памятный знак на земле, там и тела-то нет: горстка пепла. Душа, если она и была когда-то, уже далеко и высоко. Она не сможет поговорить с вами, как бы вам этого не хотелось. Поэтому я говорю мертвым «прощайте», а не «до свидания». Да, я черствая атеистка, и мне легко жить, потому что я умею забывать.
Источник: tainy.net